Тенденции рынка коммерческой недвижимости 2015

/ Просмотров: 1189

2014 год был предвестником событий, которые будут развиваться в 2015. К концу сентября прошлого года собственники, арендаторы и торговые сети начали готовиться к более негативному сценарию развития событий. Сетевые операторы стали обращать больше внимания на качество торговых центров, поскольку высококлассный продукт востребован на любом рынке, даже на кризисном.

Тенденцией 2015 года станет усиление позиций магазинов-дискаунтеров. Они будут выбирать себе помещения среди существующих торговых центров и тех, которые могут появиться в Перми.

 

Тенденции рынка коммерческой недвижимости 2015

 

Новый импульс получит развитие бизнеса в Интернете. Мы уже сегодня видим, что все крупные сети имеют интернет-магазины («М. Видео», «Эльдорадо», «Техносила», «Аптека со склада», «Много мебели», «Детский мир», доставка блюд из ресторана и т.д.), которые предлагают покупателю товар по более выгодной цене, нежели в розничном магазине. Эта тенденция продолжится.

В 2015 году с рынка будут уходить непрофессиональные игроки. Останутся профессионалы с собственными финансовыми и имущественными ресурсами. Произойдет санация рынка. В первую очередь его покинут компании, для кого этот бизнес непрофильный, с упором на кредитные ресурсы, предлагающие несбалансированные проекты.

Платежеспособность населения будет падать, а инфляция расти. Но размер среднего чека с учетом этой динамики снижаться не будет. Люди в магазины будут приходить с желанием взять тот же набор продуктов по прежней цене, это будет возможно только в дискаунтерах. Этот тренд коснется не только продуктовых магазинов, но и операторов по продаже одежды, обуви и бытовой электроники.

 

Существующих ТЦ спад в экономике коснется в меньшей степени, потому что у собственников долгосрочные контракты с арендаторами, и не во всех случаях условия договора позволяют предпринимателям выйти из них. В условиях кризиса арендодателям придется быть лояльней к арендаторам. Предоставлять не только дисконт на аренду, который может и не предполагать договор, но и проводить мероприятия по организации более качественного пребывания в торговом центре. К примеру, размещать бесплатную рекламу, заниматься маркетингом в широком смысле слова. С проблемами столкнутся существующие торговые центры, у которых в настоящее время есть определенная доля вакантных площадей.

В непростых условиях рынка адаптироваться придется всем. В том числе и потому, что многие торговые центры стандартизированы, имеют сходный пул арендаторов, нацелены на одну аудиторию. Районные центры — новый драйвер рынка: они компактны по размеру, динамичны, рассчитаны на местного покупателя. Одна из тенденций, которая будет актуальна для этого сегмента: пул арендаторов в этих ТЦ будет развиваться с учетом потребительского спроса в каждом конкретном районе. Те центры, которые будут досконально знать своего покупателя и сформируют под него предложение, укрепят свою позицию на рынке. В их число сегодня входят торговый центр «Земляника», «Парк Авеню», «Кит», «Времена года» и ряд других объектов районного масштаба площадью 5, 7, 10 тыс. кв. м.

  

Пермь — город - миллионник с большим потенциалом развития. Ожидаю, что в течение ближайших трех лет мы увидим яркие премьеры в Пермском крае в виде прихода крупных федеральных и международных операторов.

В Перми сложилась уникальная ситуация, которая, с одной стороны, сдерживает развитие рынка, с другой, позволяет говорить о нереализованном потенциале региона. В Перми на 1000 человек приходится всего 350 квадратных метров качественных торговых площадей. В Москве или в Екатеринбурге — в два раза больше. Сейчас хороших площадок для строительства крупных торговых центров, которые соответствуют требованиям операторов федерального и мирового уровня, уже практически нет. У девелоперов есть желание построить в определенном месте торговые форматы, поскольку там есть трафик, не столь дорогое подключение к сетям, понятная логистика, но площадок таких осталось крайне мало. Равно как и нет новой торговой недвижимости, которая строилась бы под конкретных торговых операторов. Показателен факт, что на настоящий момент Пермский край не имеет ни одного концептуального торгового центра-"стотысячника».

Сейчас прежде чем что-то строить, надо детально понимать, какой этот новый рынок, по каким правилам он будет развиваться. Девелоперам придется четко структурировать свои проекты. Но надо помнить, что времена сложного рынка не бесконечны, когда-нибудь мы выйдем на новый виток развития, и к тому моменту на рынке должны появиться предложения, которые будут востребованы.